1. Общие положения
Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского
(далее — Конкурс) является дистантно-очной образовательной программой, формой
межрегиональной организации исследовательской деятельности учащихся.
Цель Конкурса — духовно-нравственное, экологическое воспитание,
интеллектуальное и творческое развитие школьников России посредством исследований
ее территории, неповторимой природы, богатейшего культурно-исторического наследия,
традиций и обычаев населяющих страну народов, жизни и деятельности людей, способствовавших
развитию духовной и материальной культуры России. Приветствуется участие учащихся
из-за рубежа.
Конкурс направлен на приобщение юношества к традициям российской научной школы,
явившей миру великие открытия и достойные образцы гражданственности. В. И. Вернадский
занимает особое место в русской и мировой культуре, как создатель научно-философского
обобщения — учения о ноосфере — сфере человеческого разума и ее великой созидательной
силе. В этом учении логично объединились природа и люди, населяющие Землю, их взаимосвязи.
Основные положения учения Вернадского легли в основу международной концепции
устойчивого развития.
Задачами Конкурса являются:
- обеспечение доступности, качества и эффективности образования детей на основе
развития продуктивных образовательных технологий в период модернизации
образовательной системы Российской Федерации;
- развитие образовательных программ и методик, основанных на исследовательской
деятельности учащихся как действенного средства повышения эффективности
образовательного процесса;
- развитие творческого интереса школьников в области наук о Земле, биосфере,
человечестве, его истории и культуре; стимулирование участия школьников
в исследовательской работе в областях науки, являвшихся сферой научных интересов
В. И. Вернадского;
- формирование преемственности образовательных программ общего среднего,
дополнительного, высшего профессионального образования на основе привлечения
старшеклассников к исследовательской работе;
- развитие интереса к фундаментальным наукам среди школьников;
- ознакомление учащихся и педагогов с творческим наследием выдающегося русского
ученого Владимира Ивановича Вернадского;
- развитие методической базы и инфраструктуры прикладной учебно-исследовательской
работы со школьниками в России;
- привлечение обучающихся различных регионов страны в московские вузы.
Предметом рассмотрения на Конкурсе являются учебно-исследовательские
работы школьников . Такие работы предполагают: осведомленность о современном
состоянии области исследования, владение методикой эксперимента, наличие собственных
данных, их анализа, обобщений, выводов.
2. Руководство Конкурсом
Учредителями Конкурса являются:
- Министерство образования и науки Российской Федерации;
- Комиссия Российской академии наук по разработке научного наследия
академика В. И. Вернадского;
- Неправительственный экологический фонд им. В. И. Вернадского
- Департамент образования города Москвы;
- Южное окружное управление Департамента образования города Москвы;
- Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества;
- Дом научно-технического творчества молодежи Московского городского
Дворца детского (юношеского) творчества;
- Лицей № 1553 «Лицей на Донской».
Научно-методическое руководство конкурсом осуществляет Комиссия РАН по разработке научного наследия академика В. И. Вернадского.
Подготовку и проведение Конкурса осуществляют Лицей № 1553 Южного окружного
управления Департамента образования г. Москвы и Дом научно-технического творчества
молодежи Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества.
Руководит проведением конкурса Оргкомитет, включающий в себя представителей
учредителей конкурса. Для организации экспертизы работ обучающихся Оргкомитет
формирует Экспертный совет, в который привлекаются специалисты по соответствующим
направлениям.
3. Порядок участия в Конкурсе
Конкурс проводится в 2 тура:
I тур — заочный. 17 октября 2007 года — 15 января 2008 года.
Экспертиза представленных в Оргкомитет работ.
II тур — очный. Апрель 2008 года. XV Всероссийские юношеские
чтения им. В. И. Вернадского. Участие по результатам I тура.
На I тур Конкурса принимаются работы проблемного характера, включающие этапы
методически корректной экспериментальной работы, обработки, анализа и интерпретации
собранного материала, имеющие обзор литературы по выбранной тематике. Тематика
исследований в работах, представляемых на Конкурс, не ограничивается. Объект
исследований должен быть локализован (конкретная деревня, долина, водоем, гора,
городище, архитектурный комплекс, определенный социум, психологическая проблема
и пр.). Исследования должны иметь этап практической работы на местности, в архиве,
с населением и др.
В составе Конкурса традиционно выделяются следующие предметные направления:
Естественнонаучное направление:
- Астрономия (Space Science) — астрономия, науки
о планетах, космонавтика, физика атмосферы, метеорология,
климатология и др.
- Науки о Земле (Earth Science) — геология, география, минералогия, ландшафтоведение и др.
- Науки о водоемах (Water reservoirs Science) — гидрология,
лимнология, гидрография, океанология, гидробиология и т.д.
- Ботаника (Botany) — изучение жизни растений, ботаника,
геоботаника, агрономия, лесоведение, лихенология, бриология и др.
- Зоология (Zoology) — изучение животных, орнитология, ихтиология, энтомология, экология животных и др.
- Загрязнение сред обитания (Study of pollution) —
источники загрязнения сред обитания (вода, почва, воздух, в том
числе в городах) и их контроль
- Медицина и Здоровье (Medicine and Health) — физиология
человека и позвоночных животных, фармакология, офтальмология,
гигиена, изучение здорового образа жизни и др.
- Микробиология, клеточная биология и физиология растений
(Microbiology) — бактериология, протозоология, микология,
альгология (микроскопических водорослей), клеточная биология,
физиология растений и др.
Естественнонаучное направление конкурса не включает ряд
традиционных направлений,
а именно: «математика», «физика», «химия», «программирование
«Computer Science»«, «инженерные технологии», а также групповые
междисциплинарные проекты. Исследовательские
работы, содержащие элементы математики, физики, химии и т.д.
рассматриваются
на заявленных секциях, если они соответствуют темам предложенных
научных направлений. Секция «Науки о Земле» принимает работы
по ГИС.
Гуманитарное направление:
- «Обществознание» (подсекции: «Проблемы и вопросы отечественной истории»,
«Проблемы и вопросы мировой истории и философии», «Проблемы и вопросы
регионального краеведения», «Проблемы и вопросы церковного краеведения», «Человек
в отечественной истории», «Экономика, право и социология», «Археология»)
- «Народная культура» (подсекции: «Фольклористика и этнография», «История
и культура российских деревень», «Диалектология и ономастика»)
- «Человек в современном мире» (подсекции: «Человек в мире природы», «Человек
в мире людей», «Внутренний мир человека», «Этнопсихология»)
- «Психофизиология и здоровье человека»
- «Искусство и литература» (подсекции: «Литературоведение», «Искусствоведение»)
- «Лингвистика. Язык в современном мире»
- «Философия и культурология»
- «История науки».
В Конкурсе могут принять участие отдельные юные исследователи, а также авторские
коллективы. При наличии нескольких авторов необходимо отразить вклад каждого
автора на этапах сбора, обработки и интерпретации материала. Работы могут быть
представлены общеобразовательными школами, лицеями, гимназиями, учреждениями
дополнительного образования детей, другими организациями, а также авторами лично.
От одной организации принимается не более 5 работ.
К рассмотрению не принимаются: реферативные и описательные
работы, а также работы, представлявшиеся на другие конкурсы и конференции всероссийского
уровня.
При оценке работ принимаются во внимание следующее:
- соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам,
структура работы;
- наличие литературного обзора, его качество;
- корректность методик исследований, наличие у авторов представлений о допущениях,
производимых при реализации методики;
- проблемность работы;
- соответствие выводов полученным результатам;
- культура оформления материалов.
На конкурсе учреждаются отдельные номинации:
- лучшая работа по итогам 1 тура
- за лучшее исследование на территории заповедника или национального парка;
- за лучшее междисциплинарное исследование;
- за проблемность исследования;
- за лучшую работу, представленную сельской школой.
Для участия в Конкурсе необходимо представить свою работу через сайт Конкурса. Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте, а затем в Личном кабинете участника заполнить форму и подать работу (и если необходимо, приложения к работе) до 15 января 2008 года.
Печатный объём работы не должен превышать:
10 м/п страниц по естественнонаучному направлению
и 15 м/п страниц по гуманитарному направлению
(размер шрифта — 14 пт., межстрочный интервал — 1.5)
Работы большего объема отклоняются при технической регистрации.
Рекомендуемый (оптимальный) объём работы: текстовая часть —
5 м/п страниц (что соответствует примерно 10000 знакам);
иллюстративные материалы — не более 3-х листов
формата А4; краткое описание работы — ½ страницы
на русском языке (не более 1000 знаков). Файлы
с основной текстовой частью рекомендуем предоставлять отдельно
от иллюстративного материала (таблицы, фотографии, графики, схемы
и пр.). Работы для публикации в печатном издании сборника
исследовательских работ отбираются только среди тех, которые
не превышают 10 м/п страниц.
Работы из населенных пунктов, не имеющих доступа
в Internet могут быть направлены по электронной почте
(например через центральное отделение связи) или заказным письмом
(с приложением дискеты с файлом работы в формате
MSWord). В порядке исключения, при отсутствии возможности
предоставления работы в электронном виде, работа принимается
в печатном варианте.
К рассмотрению на конкурс принимаются работы на русском языке. Для иностранных участников работы могут быть на английском языке.
Работы, поступившие после 16 января, принимаются к рассмотрению в конкурсе
2008/2009 г.
Организуется конференция в Интернет для обсуждения поступающих на Конкурс
работ.
Работы, присланные на Конкурс, не возвращаются.
4. Подведение итогов
Итоги I тура Конкурса подводятся до 20 марта 2008 г. Экспертным советом. Каждая
работа получает рецензию, которая направляется автору.
Авторы работ, получивших положительные рецензии, а также их руководители,
приглашаются на II тур — XV Юношеские чтения им. В. И. Вернадского в апреле 2008
г. Письмо-вызов направляется в учреждение, в котором выполнена работа, до 1 апреля 2008 г.
Победители II тура Конкурса награждаются дипломами организаций-учредителей,
подарками.
Наиболее интересные работы публикуются в сборнике Конкурса. Итоги конкурса
публикуются в печати. Лучшие работы будут делегированы на Национальный конкурс
исследовательских работ России.
|