Программа развития МОУ «Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2» как адаптивной школы |
||
03.10.08 |
|
Раздел I. Введение
Программа развития МОУ «Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2» на 2006-2010 годы представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся, особенности организации, кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, критерии, основные планируемые конечные результаты. Школа должна помочь ребёнку удовлетворить свои образовательные запросы, создавать условия для гармоничного развития личности, осуществлять гуманистическое воспитание, ориентированное на общечеловеческие ценности как основу современного миропонимания. В процессе реализации Программы в рамках деятельности школы предполагается развитие модели адаптивной школы, которая всесторонне учитывает содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания, объединённых в выделенных приоритетах: личность участников образовательного процесса (учителя, ученики, родители, воспитатели и законные представители), её самооценка, развитие; гуманизм как основа образовательного процесса, определяющего место человека в обществе.
Модель адаптивной школы – образовательное учреждение, которое «стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к воспитанникам с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на их социокультурные изменения среды».[1] Адаптация – многоаспектное приспособление индивида к социальной среде обитания. Виды адаптации: психологическая; социальная; технологическая; физиологическая; экономическая; бытовая; политическая; правовая.
В разработке программы использованы следующие нормативно-правовые документы: Конвенция о правах ребёнка. Закон РФ «Об образовании». Закон Красноярского края «Об образовании» Концепция модернизации образования. Устав МОУ Национальный проект образования. Раздел II. Информационная справка о школе
Школа расположена в селе Ермаковское, Ермаковсого района, Красноярского края. Учреждение развивает модель адаптивной школы. В ОУ обучаются дети из разных населённых пунктов: село Ермаковское, деревни Николаевка и Новоозерное, а также воспитанники детского дома. На базе школы работают: филиалы ДЭБЦ, ДЮСШ. ОУ имеет 24 учебных кабинета, компьютерный класс, кабинет ИКТ, кабинет психолога, кабинет социальной помощи, кабинет логопеда, библиотеку с читальным залом, спортивную площадку, спортивный зал, столовую, медицинский кабинет, мастерскую. В учреждении имеется пришкольный опытнический участок. Компьютерной и оргтехникой оснащены: компьютерный класс (10 ПК объединенных в локальную сеть, имеющие доступ к Интернет по локальной сети через выделенный файл-сервер (ПК преподавателя), 2 сканера, принтер, цифровой фотоаппарат), класс ИКТ (3 ПК, мультимедиа проектор), библиотека (1 ПК, принтер), методический кабинет (1 ПК, принтер), приемная ( 2 ПК, принтер, ксерокс), кабинет директора (ноутбук). В МОУ «Ермаковская СОШ №2» с 2005-2006 учебного года организовано предпрофильное обучение, с 2006-2007 учебного года – профильное (социально-гуманитарный и информационно-технологический профили). Наличие соответствующей материально-технической базы, запросов, заинтересованности и подготовленности педагогов позволяет внедрять ИКТ в учебно-воспитательный процесс. В школе обучается 441 учащихся. Педагогическом коллектив – 60 преподавателей, из них имеют высшую категорию – 4 человек, 30– первую, 18 вторую квалификационную категорию. В школе обучаются обычные дети, одарённые и нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Всё это способствует тому, что педагогическим коллективом было выбрано развитие образовательного учреждения в соответствии с концепцией адаптивной школы. Адаптивная школа – это школа со смешанным контингентом учащихся. Такая школа стремится создать условия для максимальной адаптации учащихся к изменениям в социальной среде в соответствии с их индивидуальными особенностями.
Раздел III. Аналитико-прогностическое обоснование программы Необходимость разработки Программы развития модели адаптивной школы определяется из анализа как внешних, так и внутренних факторов. В целях формирования целостной системы информационно-аналитической деятельности при администрации школы в начале 2002/2003 учебного года была создана контрольно-диагностическая служба, основной задачей которой стало оценивание и прогнозирование развития школьной образовательной системы. В качестве основных компонентов были выбраны следующие: - качество управления; - качество содержания образования; - эффективность использования современных образовательных технологий - качество материально-технического обеспечения образовательного процесса; - физическое и психическое здоровье обучающихся; - работа детской общественной организации; - качество подготовки педагогического персонала; - развитие личности обучающихся на основе интеграции процессов обучения и воспитания. Накопленный опыт работы школы в этом направлении позволяет сделать вывод о том, что именно результаты диагностических исследований определяют, насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в управлении учебно-воспитательным процессом школы.
Основанием для продуктивного реализации программы являются следующие результаты работы педагогического коллектива: 1. Эффективная структура внутришкольного управления. Управление в школе осуществляется на принципах демократизации, на основе сотрудничества, соуправления структур с опорой на инициативу и творчество всего педагогического коллектива. Управление школой осуществляется на основе сочетания принципов самоуправления и единоначалия. В состав структуры управления школы входят: - общее собрание педагогического коллектива (педсовет); -административный совет - школьные методические объединения. В состав структуры общественного управления лицеем входит: - родительский комитет; - Школьный парламент;
Структура внутришкольного управления:
2. Высокий уровень обученности учащихся.
3. Создание условий для сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни учащихся.
· Оснащение кабинетов соответствующей мебелью. · Соответствие освещенности нормам. · Обеспечение детей горячим питанием. · Озеленение классов. · Обучение педагогов организации физ. минуток, физ. пауз. · Сотрудничество с Минусинским пед. колледжем по вопросу «Педагогике здоровья». · Работа «Группы здоровья». · Организация лектория для родителей и детей о здоровом образе жизни. · Ознакомление родителей с результатами медосмотров. · Использование валеологического материала на различных уроках учебной программы. · Работа социально-психологической службы. · Оздоровление образовательного пространства режима, расписания уроков, гигиена урока. · Создание условий для сохранения психического и физического здоровья детей и работников школы.
За состоянием здоровья детей с1999 года ведется наблюдение и мониторинг. Основным компонентом наблюдений являются медосмотры (ежегодные). Результаты их позволяют судить о здоровье детей, а мониторинг позволяет следить за динамикой заболеваемости.
Основные заболевания школьников 2003-2004 уч.год.
Основные заболевания школьников 2004-2005 уч.год
Основные заболевания школьников 2005-2006 уч.год.
Мониторинг заболеваемости учащихся ЕСОШ №2 2004-2006 гг.
Группы здоровья 2003-2006 гг. 2003 г. 2004 г.
2005 г. 2006 г.
Показатель мониторинга говорят об общем снижении заболеваемости и изменениях в отдельных заболеваниях (смотри график мониторинга). Однако число детей с I гр. здоровья остается низким, наблюдается рост числа детей с V группой здоровья (в основном это инвалиды, сегодня их в школе 5чел.).
Для улучшения здоровья и сохранения его воспитательная и общеобразовательная работа в школе ведется под девизом «От культуры и спорта к здоровому образу жизни». Запланированы и проводятся: 1. Соревнования в различных видах спорта. 2. Дни здоровья. 3. Экскурсии и походы выходного дня. 4. Многодневные походы в летнее время. 5. Работает клуб «Олимп». 6. Спортивные праздники «А, ну-ка, парни!» «А, ну-ка, девушки!» «Веселые старты» 4. Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных.
Школа является инновационной площадкой Ермаковского межшкольного методического центра по внедрению ИКТ в учебно-воспитательную деятельность
Программа «Информатизация МОУ « Ермаковская СОШ № 2»» направлена на развитие образования в ОУ, на обеспечении доступности качества и эффективности образовательного процесса, посредством подготовки и повышения квалификации педагогов в области внедрения ИКТ в практику образования. В первую очередь применение ИКТ направлено на обеспечение выполнения базисного плана основной общей средней школы.
Процесс информатизации школы:
Функционирование инновационной площадки:
Наличие соответствующей материально-технической базы, запросов, заинтересованности и подготовленности педагогов позволяет внедрять ИКТ в учебно-воспитательный процесс; далее разрабатывать и реализовывать Программу информатизации школы.
На данном этапе развития современной школы можно выделить следующие проблемы: · неудовлетворённость родителей эмоциональным состоянием детей; · нивелирование индивидуальности детей; · сохранение «ЗУНовской» ориентации образования; · отсутствие выраженной направленности на развитие ребёнка; · слабая практическая и деятельностная направленность образовательного процесса; · низкая мотивация учащихся к самореализации, самовоспитанию, самостоятельному решению жизненных проблем; · недостаточное использование системного подхода при построении воспитательного процесса. · Недостаточно решается проблема преемственности между ступенями; · Слабо развита материально-техническая база; · Неудовлетворенность родителей шестидневной учебной рабочей неделей в начальных классах · Несогласованность, расхождение программ (ощущается при переходе в 5 класс). · Недостаточная обеспеченность узкими специалистами в классах 1 ступени.
Школа находится в микрорайоне, где проживают различные социальные слои общества. Проанализировав запросы родителей на образовательные услуги, были выделены следующие группы социального заказа: 1.создание условий для полноценного развития личности, 2.обеспечение безопасного и комфортного пребывания ребёнка в общеобразовательном учреждении; 3. предоставление суммы знаний и умений для получения рабочей специальности; 4 получения знаний для поступления в высшие учебные заведения.
Раздел VI. Концепция развития школы
Стартовой площадкой для формирования адаптивной школы является следующие факторы: · сложившиеся традиции в обучении, развитии и воспитании учащихся в течение последних лет; · хороший кадровый потенциал, обладающий необходимым уровнем преподавания и способный к поисковой творческой деятельности; · высокий уровень общеобразовательной подготовки выпускников школы; · наличие положительного опыта в инновационных преобразованиях; · сложившаяся система по психологическому сопровождению учебного процесса; · высокий рейтинг школы в районе.
Главная идея, положенная в основу концепции, – формирование компетентной, физически и духовно здоровой личности, способной к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды. Стратегическая цель – адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню содержания обучения, условиям развития школы в целом, путем введения в учебно-воспитательный процесс новых методик обучения и воспитания, диагностики уровня усвоения знаний, умений и навыков, психологической диагностики уровня актуального развития, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, комфортных условий для развития личности ребенка. Миссия адаптивной модели школы: · обеспечить получение основного и общего (полного) среднего образования каждому ученику на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности; · содействовать адаптации ученика к условиям жизни, к реалиям общественного развития, удовлетворить образовательные потребности учащихся, родителей и т.п.
Общие задачи деятельности адаптивной школы: · адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников · создать условия для полноценного развития личности ребенка; · . создать условия для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, · . создать комфортные условия для развития личности ребенка и возможности для самореализации · Освоение и использование в работе здоровьесохраняющих педагогических технологий · Создание мониторинга здоровья учащихся и сотрудников школы
Социально – педагогические задачи: · создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка; · предоставление ребенку равных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности; · диагностировать уровень усвоения знаний, умений и навыков · формирование в школе эмоционального поля взаимоотношений, обеспечивающих уважение к личности ребенка (на уровне “учитель - ученик”, “ученик - ученик”, “учитель - учитель”, “ученик - родитель”, “учитель - родитель”). · внедрить в учебно-воспитательный процесс новые методики обучения и воспитания, · психологическая коррекция, снятие трудностей обучения, общения, взаимоотношений в процессе учебной деятельности. · Создание комплекса мер для физического развития и оздоровления учащихся
Воспитательные задачи: · прививать у школьников культуру взаимоотношений; · создать условия для социальной адаптации учеников в жизни;
Принципы обучения и воспитания в модели
В основу организации жизнедеятельности адаптивной школы положены следующие принципы: 1. Принцип личностного подхода. Согласно современным представлениям, его основными сторонами являются: · ценность личности, заключающаяся в самоценности ребенка; уникальности личности, состоящая в признании индивидуальности каждого ребенка; · приоритет личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого индивидуума; · субъективность учебно-воспитательного процесса, ориентация на внутреннюю мотивацию обучения и свободу выбора ребенком сфер приложения сил в организации школьной жизни; · самореализация — раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей; · социализация — осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; · адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни; индивидуализация — развитие и продуктивно — творческое индивидуально — неповторимого потенциала личности.
2. Принцип реальности предполагает тесную координацию целей и направлений воспитания и обучения с объективными тенденциями развития жизни общества, развития у учащихся качеств, которые позволяют им успешно адаптироваться к трудностям и противоречиям современной жизни. В этой связи особое значение приобретают воспитание правовой и политической культуры личности на основе знания современного законодательного процесса, государственного устройства общества, конституционных прав, свобод и обязанностей.
З. Принцип гуманности, предполагающий · создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважения чести и достоинства личности ребенка, педагога; · формирование в школе действенной альтернативы тем тенденциям развития современной цивилизации в целом и российского общества в частности, которые разрушают человеческую личность (обстановка нетерпимости, насилия, экстремизм, жестокость, грубость, хамство, несправедливость в отношениях между личностями, народами, нациями); · формирование человеческих взаимоотношений на основе дружелюбия, доброжелательности, национального согласия, сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности, справедливости, правдивости, честности, совестливости, порядочности; · усовершенствование служб социально — педагогической, психологической, логопедической и дефектологической помощи школьникам.
4. Принцип демократичности, предполагающий организацию всей школьной деятельности на основе подходов, противоположных авторитарности, бюрократии, с одной стороны, и анархической вседозволенности — с другой, Реализуется в системе обучения и воспитания через: · разработку системы локальных актов, определяющих содержание, цели, по определенным направлениям деятельности в школе; · создание отношений в коллективе, на основе взаимного уважения прав и свобод учителей, учеников, родителей; · создание условий для эффективной работы ученического самоуправления; · развитие коллективных и коллегиальных начал управления и самоуправления школой с равноправным участием педагогов, родителей, учащихся; · развитие гражданской инициативы, приобретение практического опыта участия в современных демократических процессах.
5. Принцип научности, предполагающий: · развитие у учащихся современного научного мировоззрения, понимание места и роли человека в мире и обществе; · постоянное обновление содержания учебных программ и пособий, введение в школьный компонент современных предметов и курсов гуманитарного и естественного цикла (граждановедение, история мировых цивилизаций и т.д.); · создание эффективной системы научно–методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции.
6. Принцип природосообразности предполагает, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов; что учащихся обучают и воспитывают сообразно их полу, возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя.
7. Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает формирование навыков социальной адаптации, самореализации. Раздел V. Стратегия и тактика реализации Программы
Приоритетные направления деятельности школы в ходе реализации Программы.
Создание условий для творческой работы и для роста профессионального мастерства учителей через курсовую переподготовку и через организацию методической работы в школе. Совершенствование системы поощрения творчески работающих учителей. Создание комфортных здоровье сберегающих условий, хорошего психологического климата в коллективе.
Открытие двух компьютерных классов. Выход в Интернет. Оснащение учебных кабинетов современным оборудованием, дидактическими материалами.
Укрепление физического, психологического и духовного здоровья учащихся. Поддержка вариативных дополнительных образовательных и досуговых программ, способствующих здоровому образу жизни. Обучение педагогических кадров здоровьесберегающим технлогиям. Координирование действий школы и семьи в организации различных форм работы по пропаганде здорового образа жизни, формированию стереотипов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Создание благоприятных условий для удовлетворения образовательных потребностей учащихся. Расширение школьного компонента учебного плана школы. Введение в III ступени предметно-поточной организации учебного процесса, индивидуальных учебных планов. · организации преемственности: · детский сад – начальная школа; · начальная школа – основная школа.
Развитие взаимодействие учебных дисциплин на основе межпредметных связей. Введение в практику работы педагогического коллектива технологий личностно-ориентированнного обучения, современных компьютерных технологий.
Привлечение учащихся к творческим конкурсам, олимпиадам, соревнованиям, интеллектуальным марафонам, выставкам вне стен школы. Создание творческой атмосферы в школе путем введения факультативов, кружков, студий, клубов. Моделирование учебно-воспитательного процесса как системы, помогающей саморазвитию, самоопределению личности. Публикация творческих работ учителей и учащихся в методических изданиях и в местной прессе, на школьном сайте в Интернете.
Разработка локальных актов по ученическому самоуправлению. Выявление реальных потребностей учащихся, трансформирование этих потребностей в содержание деятельности. Определение организационной структуры ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся.
Организация деятельности органов ученического самоуправления.
Формирование системы педагогических лекториев, индивидуальных консультаций с психолого-педагогической и валеологической дефектологической службами, тематических родительских собраний, дней “открытых дверей”, общешкольных собраний, конференции отцов. Повышение психолого-педагогических знаний родителей через курсы, лектории, конференции, открытые уроки, групповые мероприятия, индивидуальные консультации. Вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс через: · систему родительских собраний; · организацию кружков, секций, клубов, совместных творческих дел; · помощь в укреплении материально-технической базы; · участие родителей и общественности в управлении школой.
Организация и контроль за выполнением Программы
Координация и контроль за выполнением Программы администрация оставляет за собой и родительским комитетом школы. Администрация школы ежегодно подводит итоги выполнения Программы на заседании итогового педагогического совета и на общешкольном родительском собрании.
Реализация Программы развития
|
[Панель ссылок не предусмотрена на этом веб-узле]
Дата последнего изменения этого узла 03.10.2008